среда, 6 февраля 2013 г.

значение истории археологической науки википедия

Археология, палеолит северо-восточной Азии, внетропическая прародина человечества и древнейшие этапы заселения человеком Америки (Труды Приленской археологической экспедиции) Ю.А. Мочанов, С.А. Федосеева Доклад для Международного Северного археологического конгресса г. Ханты-Мансийск. Академия наук Республики Саха (Якутия), Институт гуманитарных исследований, отдел северной археологии и палеоэкологии человека 9 14 сентября 2002 года Якутск В работе освещаются актуальные проблемы археологии как фундаментальной науки и определяется ее место в системе разных наук, занимающихся проблемами происхождения и эволюции человечества. В свете новых археологических открытий обосновывается концепция внетропической прародины человечества. Публикуются археологические материалы о древнейших этапах заселения человеком района Северного полюса холода, важные и для изучения начальных этапов заселения Американского континента. Книга рассчитана на археологов, антропологов, историков, геологов, биологов и всех, кто интересуется вопросами древней истории человечества. Книга содержит 28 рисунков, схем, фотографий и 40 таблиц рисунков палеолитических изделий. ---------------------- «Человек, имея дело с фактами, обречен исчерпать все заблуждения, прежде чем овладеет истиной». Жан-Батист Ламарк. «Философия зоологии». 1809 ---------------------- «Знание человеку не дается даром: за него, обыкновенно, платят лишениями и усиленным трудом. Может быть, поэтому-то люди так охотно уживаются с раз установившимися, хотя бы и совершенно ложными взглядами и так неохотно принимаются за проверку и переработку их». В.А. Городцов. «Первобытная археология». 1908 -------------------------- «Чтобы научиться говорить на одном языке, понимать друг друга и вместе работать, необходимо по крайней мере обладать общими знаниями». Р. Давид. «Введение в биофизику». 1982 ---------------------- Первый в истории науки международный «Северный археологический конгресс» предполагает в первую очередь четкое осознание понятий «археология» и «Север». Многие любознательные люди, интересующиеся научными исследованиями, и даже ученые, в том числе немало археологов, очень слабо осознают, что же представляет собой археология и какое место она занимает в системе остальных наук. В нашем понимании археология является одной из фундаментальных наук. Она имеет не меньшее значение, чем астрономия, физика, химия, геология и биология для получения новых знаний об основных закономерностях строения и функционирования изучаемых объектов, ориентированных прежде всего на создание картины мира или ее фрагментов и познания законов ее развития. Не случайно, даже казалось бы самые далекие от археологии представители таких наук, как физика и химия, проводят национальные и международные конференции на тему «Проблема поиска жизни и разума во Вселенной», где обсуждают «проблему возникновения звезд и планет около них, закономерностей возникновения жизни на планетах и ее эволюции к разуму и цивилизации » («Проблема поиска жизни во Вселенной», 1986, с. 4.). Однако для того, чтобы проводить поиски жизни и разума во Вселенной, вероятно, сначала желательно познать, как появились жизнь и разум на нашей планете Земля и как они эволюционировали здесь. На сегодня можно совершенно категорично утверждать, что наука на эти вопросы не имеет однозначных ответов. В отношении происхождения жизни И. С. Шкловский (1986, с. 23) даже отметил: «Вопрос о том, как возникла жизнь, в настоящее время не просто не имеет ответа, а не имеет ответа в квадрате » (рис. 1). То же самое можно сказать и о вопросе о происхождении разума (рис. 2). О происхождении жизни и разума имеются только различные, в большей или меньшей степени обоснованные, гипотезы. Для их подтверждения нужны факты. Основные факты о происхождении и эволюции разума на Земле может получить археология. Это хорошо осознавали крупнейшие умы человечества. Так, например, один из ведущих биологов-эволюционистов XIX века, создатель теории аллопатрического видообразования, М. Вагнер в 1871 г. отмечал, что именно археологи должны по каменным орудиям определить относительный возраст формирования первых первобытных людей (Мочанов, 1992, с. 152). В том же году выдающийся этнограф и историк культуры Э. Тайлор (1989, с. 57) отметил: «Ключ к исследованию первоначального состояния человека находится в руках доисторической археологии». Такого же мнения об археологии придерживались и ученые-мыслители XX века. Пьер Тейяр де Шарден писал: «Что же случилось между последними слоями плиоцена (примерно 3 2,5 млн лет тому назад. Ю. М., С. Ф.), где еще нет человека, и следующим уровнем, где ошеломленный геолог находит первые обтесанные кварциты? И какова истинная величина скачка? Вот что требуется разгадать и измерить прежде, чем следовать от этапа к этапу за идущим вперед человечеством до решающего перехода, на котором оно ныне находится» (Тейяр де Шарден. 1987, с. 136, 137). Значение археологии для познания ноосферы понимал и В.И. Вернадский, который в конце 30-х гг. XX в. писал: «Исторический процесс проявление всемирной истории человечества выявляется перед нами в одном, но основном своем следствии как природное, огромного геологического значения, явление К такому изучению всемирной истории человечества подходят сейчас археологи, геологи и биологи , создавая новое научное понимание исторического процесса жизни человека Научная работа, научная мысль констатирует новый факт в истории планеты первостепенного геологического значения. Этот факт заключается в выявлении создаваемой историческим процессом новой психозойской или антропогенной геологической эры. В сущности она палеонтологически определяется появлением человека» (Вернадский, 1991, с. 33, 39). Очень образно значение археологии охарактеризовал один из крупнейших археологов XX века Гордон Чайлд, который в своей книге «Прогресс и археология» отметил: «Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. Она в сотни раз увеличила для истории перспективу в прошлое, точно так же, как микроскоп открыл для биологии, что за внешним обликом больших организмов скрывается жизнь мельчайших клеток. Наконец, она внесла такие же изменения в объем и содержание исторической науки; какие радиоактивность внесла в химию» (Чайлд, 1949, с. 18, 19). Что касается не теоретической значимости археологии, а «эмоционально-бытовой» стороны деятельности археологов, то ее охарактеризовал К. Керам в своей книге «Боги, гробницы, ученые» (1994, с. 5, 6): «Археология наука, в которой переплелись приключения и трудолюбие, романтические открытия и духовное самоотречение, наука, которая не ограничена ни рамками той или иной эпохи, ни рамками той или иной страны Вряд ли на свете существуют приключения более захватывающие, разумеется, если считать, что всякое приключение это одновременно и подвиг духа». Действительно, из всех наук о человеке археология является единственной, которая позволяет одновременно путешествовать во времени и в пространстве. Не удивительно, что это влечет в археологические экспедиции многих из тех людей, которые пытаются вырваться на свободу из забетонированного стяжательского мира обывателей. Некоторые из них, увлекшись романтикой экспедиционной жизни и кажущейся порой легкостью археологических открытий, решают стать археологами. Но кончаются экспедиции и начинается, вроде бы, будничная работа по обработке материалов. И вот тут некоторые «романтики» не выдерживают, им кажется, что они вновь погружаются в рутину обыденной жизни. Бoльшая часть из них уходит из археологии, это лучший для археологии вариант. Но некоторые остаются в ней, как случайные люди, это худший

Труды Приленской археологической экспедиции

Труды Приленской археологической экспедиции << Наука, История, Образование, СМИ | Дебри-ДВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий